№ 16 (2508). Сентябрь 2010




Свежий номер
Содержание
архивного номера
Архив
Поиск по рубрике
Старый сайт газеты







  Образование  


Прыжок в Сеть

Модернизация коснулась всех университетских структур.
О том, над чем трудится учебно-методическое управление (УМУ), рассказывает его начальник Дмитрий Темников.

Одна из первоочередных задач на сегодня - широкое внедрение системы электронного документооборота в области образовательных услуг. В течение года мы планируем полностью отладить эту систему, так, чтобы текущие документы заполнялись преподавателями и специалистами по существующим электронным формам и размещались на портале КФУ. Это, с одной стороны, должно значительно упростить и ускорить работу в области образовательной отчетности, а с другой - оптимизировать учебный процесс, сделав его по-настоящему непрерывным, не ограниченным рамками аудиторного времени. При разработке этой системы необходимо решать сразу множество задач: подготовка регламентов и форм документов, управление правами доступа к контенту и т.д.

Важным плюсом при внедрении электронного документооборота станет тот факт, что не только у каждого сотрудника, но и у каждого студента университета будет свой электронный кабинет, где он сможет получить полную информацию, касающуюся его работы или учебы в КФУ.

Одна из проблем - определенный консерватизм профессорско-преподавательского состава и сотрудников КФУ: многим привычнее работать с бумажными документами, чем использовать компьютер.

К октябрю мы планируем запустить также электронную анкету самообследования. По нашей идее, в ней каждый преподаватель сможет высказать свое мнение, например, по поводу удовлетворенности условиями труда, учебными планами, расписанием, оценить свою работу и деятельность своей кафедры. Подобное анкетирование необходимо для разработки регламентов повышения эффективности учебного процесса, выявления выдающихся преподавателей, оптимизации системы поощрения сотрудников. Кстати, и сами критерии системы премирования ППС и УВП совместно с ОТИЗ и активными деканами нами сейчас также пересматриваются.

Что касается студентов, то для них web-группой ЦИТ под руководством Н.Обносовой разработана на портале КФУ образовательная оболочка, которая позволит организовать очно-заочное обучение, а также информационно поддержать студентов дневной формы обучения.

Идея ее создания «выросла» из моего проекта «Преподаватель он-лайн», который разрабатывается в рамках конкурса, организованного Фондом В.Потанина в 2009 году. Эта образовательная оболочка ориентирована на непрерывное обучение. Она предполагает наличие в сети виртуального класса (аналога академической группы). Преподаватель из своего электронного кабинета сможет легко управлять всем учебным процессом, всей группой, проводить виртуальные консультации, передавать студентам образовательные материалы, организовывать и модерировать форумы по сложным вопросам учебных дисциплин и т.д.

Студенты при такой форме организации учебного процесса полностью включены в интерактивный процесс обучения. Они могут задать вопрос преподавателю, общаться друг с другом, выполнять задания в удобное для них время и немедленно передавать результаты своего труда преподавателю и т.д. Эта система будет тестироваться в течение текущего учебного года, после чего можно будет подумать о внедрении ее в учебный процесс университета. Я считаю, что данный опыт будет полезен и востребован преподавателями и студентами КФУ особенно сегодня, когда серьезно обсуждается вопрос о возможности использования дистанционных технологий для обучения студентов по очно-заочной форме ряда гуманитарных специальностей.

В планах УМУ - продолжать заниматься электронными учебными ресурсами, делая основной упор именно на дистанционные курсы, которые значительно дешевле в производстве, их можно оперативно обновлять и, самое главное, из них можно формировать «кейсы» для расширения образовательного предложения в области профессионального и дополнительного образования.

Отдельным направлением работы станет в ближайшее время внедрение активных форм организации учебного процесса: проектных, коммуникативных, акмеологических и других вариантов группового взаимодействия. Это уже сегодня позволит нашим студентам, параллельно с профессиональными, получать и развивать важные дополнительные компетенции, которые будут им необходимы для достойного представления себя в рамках конкурентных отношений после окончания Казанского университета.

Записала Лариса Бусиль
Фото Руслана Бушкова